БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Студенты НИУ «БелГУ» во время экспедиции в Крым нашли фрагмент кольчуги древнего воина

Боспорский город Китей, с которым уже 40 лет неразрывно связана судьба белгородских студентов-историков, вновь собрал этим летом неравнодушных к античной археологии людей.

Группа студентов, магистрантов и аспирантов кафедры всеобщей истории, членов проблемной группы «Классическая и византийская традиция» и РОО «Византийский клуб», вновь выехала на наше родное и любимое место у Черного моря, в археологическую экспедицию ННГУ — БелГУ.

12 июля мы высадились у домика рыбаков, который ровно год назад точно так же дал нам кров и спрятал от крымского зноя. Очень быстро наши палатки облепили бывшую рыболовецкую базу и к вечеру, прямо у спуска к старому пляжу, вырос настоящий «китейский» квартал, по соседству с которым в степи (в пределах видимости) обосновались еще две питерские экспедиции. Следующие три недели нам предстояло провести в достаточно экстремальных условиях: никакой электротехники, питьевая вода в пятилитровых бутылках, а мороженое и прочие сладости — в селе за 8 километров от лагеря. Однако влиться в рабочий ритм удалось мгновенно, ведь большинство участников – это ветераны экспедиции и матёрые «китейцы».

Для всех же новичков первый день традиционно начался с экскурсии по территории городища, которую провёл начальник экспедиции – доктор исторических наук Евгений Александрович Молев (основатель нашей кафедры всеобщей истории, ныне профессор ННГУ). После этого день завершился расчисткой и подготовкой прошлогодних раскопов к работе.

В этом сезоне нам предстояла работа на двух участках. Один – это раскоп I — юго-западная часть городской стены с башней, в которой, предположительно угадывалась часть древнего акрополя. Второй – это раскоп IV, возобновленный в 2016 г., открывший фундаменты зданий и принёсших ярчайшую находку – блюдо епископа VI в. с крестом в технике сграффито. И к раскопу I, и к раскопу IV было принято решение дополнительно прирезать несколько новых квадратов, на которых и предполагались основные работы.

На раскопе IV, в первые же дни, в прирезке с юга была расчищена стена с каменным проходом. Но дальше, в прирезке с запада, началась тяжелая работа: предстояло пробиться сквозь завал камней мощностью в 8-9 штыков и добраться да уровня предполагаемого материка. Дух участников экспедиции заметно падал. Но поднять его помогали прекрасная полевая кухня в исполнении Оксаны Николаевны Рамбаусик и ее помощниц, солнечная крымская погода и выходные дни, в которые были организованы поездки в Керчь. Среди прочих достопримечательностей в Керченском музее древностей можно было посмотреть на прошлогодние трофеи — находки Китейской экспедиции 2016-го года.

А тем временем ряды палаток в нашем «квартале» редели, и к концу сезона в лагере остались лишь самые стойкие 15 человек. Только к середине третьей недели на 12-м штыке IV раскопа открылся второй, симметричный первому, проход в стене, стали более-менее ясны очертания нового помещения, раскоп порадовал нас богатым археологическим материалом. Среди этих находок: два изящных светильника, большое количество фрагментов стеклянной посуды, несколько бронзовых монет, бронзовое зеркальце, большая стеклянная бусина, а также большое количество разнообразных стенок сосудов со следами ремонта и свинцовыми скобами и железные гвозди. Весьма выразительная природная трещина пересекла всё вновь открытое помещение, в углу которого был найден крупный пифос (глиняная «бочка»).

На раскопе I ситуация выглядела таким же образом. Во время раскопок этого квадрата были обнаружены: звенья бронзовой кольчуги позднеантичного воина (возможно, гота), два маленьких бальзамария – глиняный и стеклянный, небольшая курильница, множество отполированных астрагалов и т.д. Также в стене был обнаружен камень с закладной жертвой, среди костей которой, возможно, находятся кости младенца. В центре квадрата также был открыт выразительный и почти целый пифос. Идея о том, что этот участок прилегал к городскому акрополю, пока не подтвердилась.

Тем временем, близилось 31 июля, завершение работ, и наш «квартал» постепенно замирал и готовился впасть в долгую зимнюю спячку — до следующего лета. В целом, как отметили все участники, сезон был не только богат на уникальные находки (которые будут представлены на конференции по итогам археологического сезона в конце октября), но и на новые знакомства, и хорошо проведенное время. У нас появились новые друзья из Нижнего Новгорода. Три недели в степи, а также единственная ночная гроза и дождь позволили нам в очередной раз ощутить себя настоящим полисом — общиной людей, которые вместе живут без всякой цивилизации, обеспечивая свой быт, работу и отдых.

До свидания, Китей! Нашими стараниями ещё один удачный год был вписан в долгую летопись Китейской экспедиции, с которой в 1970-е годы началась (и продолжается поныне) классическая археология в нашем университете.

Никита Богомаз, магистрант НИУ «БелГУ»

Оцените этот материал:
Предыдущая запись
Следующая запись
Комментариев нет

Sorry, the comment form is closed at this time.