Актуальность природоохранительных задач, насущная необходимость их кардинального решения в современную эпоху предопределяются негативными последствиями научно-технического прогресса, которые выражаются в глобальном загрязнении окружающей среды техногенными факторами.
Став постоянными и долгосрочными компонентами биосферы, а в ряде случаев обладая повышенной мутагенной активностью, они несут в себе опасность воздействия на генетический аппарат живых существ.
Известно, что одним из основных критериев живых систем является способность к самовоспроизведению на основе реакции матричного синтеза. Эта тайна природы, которая не давала покоя учёным многие века, была открыта в середине двадцатого века. После того как был расшифрован генетический код и изучены основные механизмы наследственности, человечество совершило колоссальный рывок в понимании жизни как уникальной формы материи. Это позволило совершенно по-новому взглянуть на окружающий нас мир и оценить роль нашего вида в биосферных процессах.
Одна из основных проблем, которая всё более тревожит думающих и понимающих людей – это разыгрывающаяся на наших глазах генетическая катастрофа. Уничтожение природных популяций и видов, которое идёт невиданными до сей поры темпами, влечёт за собой, в первую очередь, исчезновение уникальных генофондов, которые отшлифовывались естественным отбором миллионами лет. Такое ускоренное сокращение генного разнообразия снижает информационную ёмкость биосферы и разрушает одну из ключевых линий её обороны, выстроенных против энтропии (меры хаоса).
Большую роль в этих негативных процессах играют порождённые цивилизацией техногенные факторы и химические агенты, которые действуют на ДНК живых организмов и тем самым искажают механизм передачи наследственной информации. Это, как известно, может привести к серьёзным последствиям в нормальном функционировании существующих форм органического мира, включая и наш собственный вид.
Положение усложняется тем, что под действием различных ксенобиотиков (чужеродные для живых организмов химические вещества – ред.) происходят необратимые изменения в естественных механизмах регуляции мутационного процесса, которые выработались в биосфере на протяжении всей эволюционной истории. Таким образом, «сердце» жизни – её наследственный аппарат – оказывается незащищённым, и «инфаркт» в виде наступления цепных реакций саморазрушения живых систем становится вполне очевидным.
Но недаром советский эколог Н.Ф. Реймерс назвал человека «разумно-неразумным паразитом». Наш мозг, являясь уникальным изобретением жизни, пробираясь сквозь запутанные перекрестки мирозданья, приходит к пониманию всех этих задач, находит решения и воплощает их в конкретных действиях. Это, по всей видимости, является на данный момент времени самой совершенной и самой грандиозной адаптацией живой материи к изменяющемуся миру, это новая линия обороны биосферы.
В связи с этим становится очевидной важность научных исследований и практических разработок, которые ведутся в области профилактики последствий загрязнения окружающей среды на основе компенсационного подхода, предполагающего повышение устойчивости генетического аппарата и его защиту от мутагенных факторов путём стабилизации естественного и снижения индуцированного мутационного процессов. В этом направлении сейчас работает научно-исследовательская лаборатория популяционной генетики и генотоксикологии, сотрудники которой изучают особенности генетических процессов, протекающих в популяциях редких и особо охраняемых видов растений и животных, которые обитают на заповедных территориях Белгородской области.
Эдуард СНЕГИН, профессор кафедры биологии