БГУ
Союз студентов
Социальные сети

Блог

Кармический долг

В Белгородском госуниверситете завершился конкурс «Преемственность поколений в НИУ «БелГУ», инициированный Ассоциацией выпускников. С момента объявления конкурса эссе, в которых должна была отразиться история не менее двух поколений семей, связанных с вузом, прошло около полугода. Мы публикуем лучшие эссе, отмеченные жюри.

Кармический долг

— Татьяна, ставлю вам отлично. Но учтите, это авансом, — поверх очков с улыбкой смотрит на студентку белгородского истфака преподаватель Владимир Бычковский. Он прекрасно знает, что отличница Татьяна Кумейко идёт на красный диплом, но дома к сессиям ей мешает готовиться маленький сын. Малыш то заболеет, то у него режутся зубы. В отличие от других студенток, ставших мамами на старших курсах, Татьяна не стала брать академический отпуск — решила, что справится. Но было непросто. Пришлось даже отказаться от идеи защитить дипломную работу под руководством Владимира Владимировича Бычковского и сдавать госэкзамены — тогда, в середине 1980-х, можно было выбирать любую из форм итоговой аттестации.

Татьяна решила, что поступит именно на исторический факультет Белгородского пединститута им. М. C. Ольминского ещё в старших классах школы. Тогда в белгородскую школу №4 пришёл работать учитель истории Борис Золотухин. Единственный мужчина в школьном педагогическом коллективе, он сумел заинтересовать историей многих старшеклассников.

— Помню, узнав о том, что я собираюсь поступать на исторический, он дал мне книгу — «Краткий курс истории для поступающих», — рассказывает Татьяна Кумейко. — Ещё тогда я поняла, что история — это не набор фактов. Это наука, которая учит логически мыслить, строить причинно-следственные связи и делать выводы.

С поступлением в вуз проблем у Татьяны не возникло: как золотой медалистке ей для зачисления на первый курс нужно было сдать профильный экзамен — историю.

— Когда вытянула билет, то очень обрадовалась: вопрос знала хорошо, — вспоминает она. — Учиться было интересно. Нравились лекции Евгения Александровича Молева по истории древнего мира. Объяснял он всё просто и доходчиво. Но самой любимой дисциплиной стала история средних веков, которую читала нам Алла Александровна Дворецкая: она нас буквально покорила и незабываемой манерой преподавания, и факультативными занятиями. Она учила нас мыслить, делать выводы.

Спустя два месяца учёбы Татьяна, как и все первокурсники, отправилась на сельскохозяйственные работы — уборку свёклы — в колхоз в селе Драгунка Ивнянского района. Там она и подружилась со студентом первого курса Юрием Кумейко. В 1985 году они поженились, а в марте 1986-го на свет появился их сын Вадим.

— Именно в тот период сложилось немало истфаковских пар, ставших впоследствии семьями: Однорал, Шаповаловы, Варфоломеевы, — рассказывает Татьяна Кумейко. — После окончания института я устроилась в белгородскую школу №28 учителем истории. Позже работала в Белгородском художественном музее научным сотрудником, а затем перешла в администрацию города Белгорода. Я очень горжусь, что окончила исторический факультет Белгородского педагогического института. В жизни мне не раз пригодились те навыки, которые дал мне истфак — умение анализировать информацию, находить причинно-следственные связи и на их основе делать выводы.

* * *

— Я планировал защищать дипломную исследовательскую работу и даже взял тему у Владимира Владимировича Бычковского, — рассказывает Юрий Кумейко. — Спустя какое-то время он вызвал меня к себе и говорит: «Юра, я вижу, что Вам тяжело — у Вас в семье маленький ребёнок, вы с Татьяной по очереди ходите на лекции. Поэтому предлагаю Вам сдать госэкзамены — для Вас это будет проще, чем писать полноценную дипломную работу. Я знаю, что такое студенческая семья с маленьким ребёнком». Владимир Владимирович понимал, что работать в библиотеках и архивах у нас с Таней просто не было времени.

После окончания Вейделевской средней школы Юрий Кумейко хотел учиться на художественно-графическом факультете Харьковского педагогического университета, но не успел подать документы. Пробовал поступить в политехнический институт и институт механизации и электрификации сельского хозяйства в Харькове, но в обоих случаях для поступления не хватило одного балла. Решил идти в армию. Отслужил два года механиком-водителем танка Т-64 в гвардейской танковой Кантемировской дивизии.

— В 1981-м, после года службы, хотел поступать в Военный институт международных отношений по специальности «военная юриспруденция», — вспоминает Юрий Кумейко. — И вновь не хватило одного балла.

Отслужив срочную службу и уволившись в запас в звании старшего сержанта, в 1982 году Юрий Кумейко поступает на подготовительное отделение Белгородского пединиститута, а в 1983-м — на исторический факультет.

— Историю я любил и всегда сдавал на «отлично», поэтому и выбрал истфак, — объясняет Юрий Николаевич. — На первом курсе меня выбрали секретарём комсомольской организации факультета. Алла Александровна Дворецкая, которая вела у нас лекции на подготовительном отделении, сказала: «Давай, Юра, ты у нас парень умный, идеологически правильный, в армии служил — занимайся». Вообще она меня во много поддерживала, за что я ей очень благодарен.

Как и все студенты, Юрий ездил на сельскохозяйственные работы, а летом работал в стройотрядах. Вспоминает, как вместе с однокашниками строил мост в Слоновке Новооскольского района, базу КРС и подкрановые пути под Валуйками.

— Работали вместе с одногруппниками — нынешними преподавателями университета: Владимиром Кулабуховым, Иваном Шатохиным, — вспоминает Юрий Кумейко.

После окончания института он остался работать ассистентом кафедры психологии, заведующая кафедрой Нина Евстафьевна Анкундинова прочила ему большое научное будущее. Но защищать кандидатскую по психологии не стал: понял, что научная деятельность — не его призвание. Вместо этого Юрий Кумейко пошёл учить детей резьбе по дереву в кружке городской станции юных техников. Это ремесло он освоил самостоятельно, начав заниматься ещё со школьных лет, покупая специальную литературу и инструменты. В 1995 году стал директором Станции юных техников №1, а затем возглавил Центр технологического образования и детского технического творчества Белгорода.

— Знание истории — великое дело, — уверен Юрий Кумейко. — Видя причины и предпосылки, ты можешь спрогнозировать некоторые явления. Ведь в нашей жизни всё циклично, многое повторяется — события, персонажи, типажи. Нас хорошо учили психологии, поэтому мне легко работать с людьми, понимать их мотивы. Словом, историческое образование очень помогло мне в жизни.

* * *

—  Кумейко, почти все одногруппники ещё в начале пятого курса определились с научным руководителем и темой. Не понимаю, чего Вы ждёте. Рискуете вообще не защититься, и никто не посмотрит, что идёте на красный диплом, — заместитель декана явно брала меня «на слабо». Честно говоря, я и сам понимал, что до защиты осталось всего полгода, а у меня по дипломной работе, что называется, ещё и «конь не валялся». Тема, которая мне была интересна, не прошла одобрение кафедрой. Благо, мне достался замечательный дипломный руководитель — Владимир Владимирович Бычковский. Он сразу подсказал нужную тему и сориентировал меня, где взять информацию и на какую литературу в столичных библиотеках стоит обратить внимание.

Признаюсь, это была не самая простая и увлекательная работа за годы учёбы на любимом истфаке. Гораздо больше мне нравилось ездить на раскопки вместе с Белгородским корпусом Восточно-крымской археологической экспедиции (спасибо руководителю археологической практики Елене Александровне Семичевой, которая взяла меня в свою группу после окончания первого курса). Ещё увлекательнее, чем сидеть в библиотеках и в архивах, было играть в КВН за факультетскую команду «Сделаны в СССР». И хоть мы и не стали чемпионом университетской лиги, как мечтали, благодаря этой игре у меня появилось много новых друзей. Словом, на факультете за пять лет обучения было много чего, что было интереснее написания дипломной работы, — друзья, общественная работа, игра в КВН, поездки в археологические экспедиции. Не врут люди, которые говорят, что студенческий период — один из лучших в жизни человека.

За годы учёбы на истфаке я научился не только сопоставлять факты и трактовки, анализировать информацию и делать выводы. Я стал разбираться в людях и приобрёл лучших друзей, которые рядом со мной и сейчас. А ещё я понял, насколько же правы были мои родители — Юрий и Татьяна Кумейко, которые посоветовали мне поступать на истфак после окончания школы.

… Дипломную работу студента группы 070302 Кумейко Вадима Юрьевича на тему «Создание и деятельность правоохранительных органов в Старооскольском уезде Курской губернии в 1918–1928 гг.» признать заслуживающей оценку «отлично» за особую научную ценность, — голос декана факультета Елены Юрьевны Прокофьевой звучит торжественно и навсегда впечатывается в мою память. Я вижу, как сдержанно улыбается мой дипломный руководитель Владимир Бычковский. Владимир Владимирович, надеюсь, теперь я выполнил свой кармический долг перед Вами и своими родителями.

Вадим Кумейко, главный редактор газеты «Наш Белгород»

Оцените этот материал:
Комментариев нет

Оставьте комментарий