Как российские женщины вовлечены в научно-техническую повестку и сферу исследований и разработок, анализируют женщины-исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на данных официальной статистики и социологических опросов, проводимых Высшей школой экономики.
Интерес к науке
15% женщин важно быть в курсе последних новостей из мира науки и технологий. Аналогичную позицию декларировали 21% опрошенных мужчин.
Женщины склонны более критично оценивать свой уровень информированности о достижениях науки и технологий и реже считают себя очень хорошо или достаточно информированными о новшествах в этой сфере (33% против 42% среди мужчин).
Наука и техника у женщин реже оказывается предметом для обсуждения с друзьями. 50% женщин никогда не беседуют на эту тему в кругу близких (против 37% среди мужчин). Эта закономерность также сохраняется в группах с разным уровнем образования и вовлеченности в повестку.
Женщины чаще посещают какие-либо научные музеи, планетарии, зоопарки или ботанические сады: 32% женщин против 20% среди мужчин выбирали за последний к моменту опроса год культурно-просветительские учреждения в качестве способа взаимодействия с информацией из мира науки.
При этом женщины реже смотрят научно-популярные телепередачи: регулярно или время от времени это делают 32% женщин (40% среди мужчин) и реже читают статьи о науке и технике в газетах, журналах, интернете (18% среди женщин против 26% среди мужчин).
Каждой третьей женщине работа ученых кажется увлекательной. 53% женщин считают работу в науке скучной, 30% придерживаются противоположного мнения и 17% затруднились ответить. Среди мужчин сопоставимые показатели: 55%, 29% и 13% соответственно.
Массовый приток женщин в российскую науку начался чуть более века назад. В первые же годы после образования РСФСР были приняты законодательные акты, отменившие гендерную дискриминацию в образовании (например, декрет от 8 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения в РСФСР») и разрушившие привычную многоступенчатую систему научной аттестации (декрет от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений»). Спустя десятилетие в организациях, выполнявших исследования и разработки, трудились уже более 2,5 тыс. женщин, около трети из них — на научных и/или преподавательских должностях.
Женщины чуть чаще, чем мужчины, оканчивают аспирантуру: их доля в выпуске (49,1%) увеличивается по сравнению с пропорцией в приеме (42,2%). При этом значимой разницы между уровнем «защищаемости» между мужчинами и женщинами нет. Наиболее «женские» направления подготовки в аспирантуре: языкознание и литература, фармация, образование и педагогические науки, психологические науки, культуроведение и социокультурные проекты (по данным приема в аспирантуру в 2019 г.).
Почти 40% исследователей, работающих в России, — женщины. В 2019 г. численность женщин-исследователей составила 136,1 тыс. чел., что на 11,6% меньше, чем в 2010 г. Численность мужчин-исследователей за этот период тоже сократилась, но не так заметно — лишь на 1,4% (2,9 тыс. чел.). Значительная часть исследователей-женщин — это молодые ученые в возрасте до 39 лет (42,5%), еще треть приходится на когорту в возрасте 40–59 лет.
Женщины-исследователи чаще привержены одному месту работы (63,2%), чем их коллеги мужчины (53,4%). Совмещают работу как минимум в двух организациях более трети женщин-обладательниц ученой степени, среди мужчин — почти каждый второй.
Женщины-исследователи обходят мужчин по базовым цифровым навыкам, но уступают по продвинутым. Наиболее «мужской» продвинутый цифровой навык — это знание языков программирования. Доля женщин, владеющих (на каком-либо уровне) языками программирования, на 24,6% ниже, чем доля мужчин. Значительная разница наблюдается также для такой компетенции, как работа с автоматизированными системами научных исследований и системами автоматизации экспериментов: среди мужчин доля владеющих выше на 23,2%.
Женщины оценивают свой уровень владения английским несколько ниже, чем мужчины — например, заметно чаще отмечают, что читают только со словарём, а устной и письменной речью владеют на базовом уровне. Лишь 9,3% женщин-обладательниц ученой степени считают, что свободно владеют английским языком (14,4% среди мужчин).
Женщины, имеющие ученую степень, чаще мужчин стремятся получить дополнительное образование, причём в большинстве случаев — по собственной инициативе, а не инициативе работодателя. Женщины заметно чаще посещают курсы, тренинги и семинары не только по имеющейся, но и по другим специальностям. При этом независимо от формата повышения квалификации, среди женщин выше доля тех, кто когда-либо вкладывали собственные деньги, чтобы получить дополнительное образование для профессиональных целей (64,6% по сравнению с 48,1% у мужчин).
При выборе места работы абсолютному большинству женщин (68,2%) очень важна социальная защищенность (доля таких ответов среди мужчин — 54,6%). При этом оценки женщин и мужчин сопоставимы в отношении других факторов, таких как: материальное вознаграждение, условия на рабочем месте, возможности работать в интересном профессиональном окружении, получить признание, следовать собственному исследовательскому интересу.