Весной этого года в НИУ «БелГУ» прошла Школа молодого исследователя – проект, направленный на самореализацию студентов, желающих заниматься научной деятельностью. За это время слушатели познакомились с самыми важными составляющими деятельности начинающего исследователя: академическим письмом, выступлением перед аудиторией, фандрайзингом… И это далеко не всё.
Весна – это пора вдохновения и чего-то нового. В НИУ «БелГУ» студенчеству выпала замечательная возможность открыть для себя мир научного исследования. Студенческое Научное Общество (далее – СНО) организовало школу для тех ребят, которые делают свои первые шаги в науке. Она проводится в третий раз, но является далеко не последней по степени интересности. В этом году план проекта состоял из восьми занятий, которые имели различные формы исполнения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы. Организаторы ШМИ считают, что многообразие способов подачи материала необходимо для того, чтобы студенты могли более полно изучить каждую из тем занятия.
– Цель работы ШМИ – создание и развитие условий для самореализации студента в научном творчестве, – из официальной группы ВКонтакте.
Конечно, на одной форме работы во время занятий школы останавливаться не стоит, потому что за оболочкой скрывается самое важное: содержание. Десятки молодых исследователей проявили необычайный интерес к проекту. Во многом потому, что приглашённые спикеры ШМИ давали, действительно, интересную и важную информацию во время занятий.
Например, во время вводной лекции, которая одновременно являлась и открытием нового сезона проекта, Павел Анатольевич Ольхов, профессор кафедры философии и теологии, а также другие ведущие учёные НИУ «БелГУ» рассказали о перспективах научного исследования и ответили на вопросы студентов. Один из самых главных: как найти своего научного руководителя? Спикеры отметили, что важно иметь общие интересы в научной сфере, знать, что вы способны работать в комфортном для обоих режиме. И не стоит бояться менять научного руководителя, если не получается достичь гармонии в этих отношениях, ведь будущее научного исследования – за слаженной работой обоих.
Особенным занятием в ряду остальных стал тренинг «Эффективная презентация и публичные выступления», который провел заместитель директора по развитию ИЦ «Бирюч-НТ» Александр Колбас. За семь часов студенты освоили структуру публичного выступления, отметили типичные ошибки и получили полезные советы, а также узнали, как правильно подготовить презентацию. От слов сразу перешли к практике: по итогу занятия каждый участник подготовил выступление на две минуты, использовав материал, изученный на тренинге.
Студенты, ознакомившись с философско-психологическими, науковедческими и этическими основаниями методологии науки во время занятия «Методология научного исследования», через несколько дней отправились на следующую лекцию – «Фандрайзинг в студенческой сфере».
Фандрайзинг – процесс привлечения денежных средств или иных ресурсов. Студенческий фандрайзинг включает в себя:
– финансирование конкретных физических лиц;
– финансирование государством ведущих научных коллективов, учёных;
– финансирование через грантовые заявки.
Полезная штука этот фандрайзинг, не так ли? Лектор занятия, Елена Александровна Болховитина, рассказала участникам о том, где можно найти финансирование своих проектов. Оказывается, существует множество ресурсов для того, чтобы помочь студенту на научном поприще. В НИУ «БелГУ», например, этим занимаются отдел научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых и отдел формирования НИОКР и перспективных направлений исследований. Найти их можно на новой площадке, на улице Победы.
Конечно, для любого учёного важно знать, каким образом можно запатентовать своё изобретение или технологию. Школа, не упустив из виду такую важную деталь, посвятила одно занятие именно этой теме. На мастер-классе «Как превратить идею в интеллектуальную собственность», где спикером была начальник отдела интеллектуальной собственности Татьяна Михайловна Токтарева, участники получили подробные рекомендации по поиску патентных баз данных, а также ответы на свои вопросы, которые касались состава заявки на изобретение и структуры его описания.
Определенно важным занятием оказалось «Академическое письмо», которое провёл Павел Анатольевич Ольхов, уже знакомый студентам по открытию ШМИ. Участники в форме диалога между лектором и слушателями узнали о том, чем обычное письмо отличается от академического, а также разобрали особенности составления научного текста.
Конечно, ещё очень много интересного происходит на занятиях в Школе молодого исследователя. Итоги всех событий невозможно уместить в одну статью, потому что организаторы подошли к созданию проекта со всей ответственностью и наполнили его самыми интересными и полезными занятиями для будущих учёных, пусть и пока что совсем зелёных студентов. Ребята с курсов постарше делились своим опытом с теми, кто только оканчивает первый год обучения в университете. А дружному студенчеству во всём помогали спикеры ШМИ-2018.
Об итогах проекта, его перспективах, а также о том, как мотивировать себя к занятиям наукой и чем можно заняться, вступив в СНО НИУ «БелГУ», мы узнаем из уст одного из главных лиц ШМИ-2018 – куратора проекта Алины Камилу.
– Насколько успешным оказался этот сезон ШМИ? Какие планы на следующий год?
– В этом сезоне мы были ориентированы не на количество, а на качество. Однако мы рады всем студентам на каждом занятии, что доказывает и показывает неравнодушие и заинтересованность в науке. В этом сезоне мы изменили формат и условия для участников. Вместо того, чтобы растягивать занятия на весь учебный год по одному занятию в месяц, мы провели своё подобие интенсива – 8 занятий за 2 месяца, куда мог прийти любой студент, даже если он не зарегистрировался. Более того, зарегистрироваться мог любой студент – как бакалавр или специалист 1-го курса, так и магистрант, ограничений в этом плане не было. Также у нас есть активные участники из медицинского колледжа.
Мы считаем, что этот сезон оказался достаточно успешным. На выходе участники ШМИ, которые успешно завершили обучение, получают сертификаты, возможность публиковать статьи в «Вестнике СНО» (нашем сборнике), а самые активные – призы от наших спонсоров.
Относительно планов на следующий учебный год: мы бы хотели продолжить Школу молодого исследователя и провести подобное образовательное мероприятие. Не будем пока что раскрывать все планы, мы – в процессе подготовки. Если не хотите пропустить, подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте по адресу vk.com/sno_belgu.
– Алина, Вы являетесь не только куратором проекта ШМИ, но и председателем СНО. Расскажите, чем живет Научное общество и чем занимаются студенты, входящие в него?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу отметить, что в каждом институте и факультете есть своё СНО, которое входит в нашу структуру, при этом они не теряют своей специализации.
Все мероприятия, которые мы проводим – форумы, конкурсы как университетского, так и областного масштаба, научные чемпионаты, конференции, круглые столы, мастер-классы и многие другие – нацелены на развитие студентов: и академическое, и личностное. Мы заинтересованы в раскрытии потенциала обучающихся, преодолении каких-либо их страхов или барьеров. Заниматься наукой – это колоссальный труд, который нужно любить всем сердцем.
Помимо организации мероприятий для студентов, наши активисты принимают участие в разных конкурсах и занимаются научными исследованиями.
– Что Вас мотивирует к занятиям научной деятельностью? Поделитесь секретом!
– Мне нравится узнавать что-то новое, вносить свой вклад, даже если он кажется ничтожно малым. Москва не сразу строилась.
– Каков на вкус гранит науки?
– Хороший вопрос. У каждого вкус свой, я полагаю. «Грызть» его никогда не поздно, но лучше начинать как можно раньше, чтобы скорее добраться до «начинки».
– Какое наставление вы можете дать будущим исследователям и ученым?
– Двигайтесь только вперёд, верьте в себя, в свою команду и ваши силы, не всегда всё получается сразу. Да, иногда необходимо сделать перерыв и взвесить все «против» и «за», и затем снова собираться в свой путь. Но никогда не забывайте про ваших родных и близких, про ваших наставников, руководителей и учителей – про всех тех, кто когда-либо поддержал и помог.
Мир более открыт, чем кажется и обладает просто невероятными возможностями. Верьте в себя.
Софья Ермакова
Фото Анна Белоус и из открытых источников