В современном обществе социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в преобразовании общества, предотвращении техногенных, политических, социальных рисков. В Белгородском государственном университете возникла реальная потребность интеграции научного сообщества социально-гуманитарного профиля, объединения научных ресурсов и создания междисциплинарных направлений. О недавно созданном приоритетном научном социально-гуманитарном направлении «Человек, общество, наука: проблемы и перспективы развития» мы говорим с заведующей кафедрой социологии и организации работы с молодёжью, профессором И.С. Шаповаловой.
– Инна Сергеевна, как развивается социально-гуманитарное научное направление в университете? Каков его потенциал?
– У нас, на мой взгляд, развитое и прогрессивное социально-гуманитарное научное направление, обладающее высоким потенциалом. В университете ежегодно по этому направлению проводится до пятидесяти научных конференций, большинство из которых имеют международный уровень. Ценно и то, что многие конференции стали традиционными. О них знают в научном сообществе, к нам съезжаются учёные не только из российских вузов, но и из-за рубежа. Назову лишь несколько: международная научная конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна», международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации», конференция «Культура. Политика. Понимание». Сегодня мы можем говорить о том, что примерно двадцать процентов наших мероприятий имеют интеграционный научный потенциал. Это не только внутренняя интеграция учёных социально-гуманитарного направления. У нас довольно много мероприятий с потенциалом внешней интеграции, куда могут включаться представители других направлений, в том числе естественных и технических наук. По нашему научному направлению в университете действует двенадцать центров и семь лабораторий, причём, две – с международным статусом. Мы сотрудничаем с тридцатью четырьмя зарубежными партнёрами из четырнадцати стран.
Но нам надо двигаться дальше и всесторонне использовать наши ресурсы. Для этого в марте 2017 года в нашем университете было создано приоритетное научное направление «Человек, общество, наука: проблемы и перспективы развития», для краткости – ПНР-4.
– Вы в этом проекте выступаете в качестве администратора. Расскажите, какие задачи поставлены перед научным сообществом университета? И каких результатов предстоит достигнуть?
– Это двухгодичный проект. Уже создан управляющий орган – Совет ПНР-4, в который вошли директора институтов, деканы факультетов, заместители по науке и ведущие учёные университета по социально-гуманитарному направлению. Возглавил его ректор Олег Николаевич Полухин. Именно он выступил инициатором создания этого направления в университете. Он не раз высказывал мысль о развитии научной интеграции в НИУ «БелГУ», о важности использования потенциала социально-гуманитарных наук для решения общественных проблем.
Какие задачи предстоит нам решать? В первую очередь создать условия для интеграции учёных и достижения междисциплинарного и трансдисциплинарного научного результата. Что для нас сейчас является главным движущим моментом? Я думаю, научная коммуникация. Важно предоставить учёным как можно больше возможностей делиться своими идеями, обмениваться опытом, искать точки соприкосновения. Нам необходимо создать научные площадки, поводы для научного общения. И первые месяцы реализации проекта ПНР-4 показали, что учёные готовы к этому. С 24 марта мы провели пять встреч с командой проекта, четыре встречи с Советом молодых учёных и три встречи рабочих групп ведущих учёных направления, в том числе с представителями других научных сфер. Уже определена мощная междисциплинарная тематика, которая стала основой заявок в этом году по конкурсу РНФ. Мы подошли к возможности формирования эффективных научных команд. И для этого разрабатываем интереснейший ресурс.
– Интернет-ресурс? Каким образом будет идти отбор научных тем и формирование команд?
– Да, это будет ресурс на нашем сайте. Мы его назвали FEST – английская аббревиатура названия «формирование эффективных научных команд». Когда ресурс задумывался, не все были уверены в необходимости его создания. Но как только мы начали работать в рамках ПНР 4, люди стали обращаться с запросом на требуемые кандидатуры для своих проектов, научных идей, заявок. Во время встреч рабочих групп определили около двадцати интересных тем. И сегодня мы занимаемся подбором команд по этим темам, ищем учёных разных направлений, которые могли бы включиться в работу.
– Инна Сергеевна, кто из учёных проявляет большую заинтересованность: ведущие учёные или молодые?
– Когда структурные подразделения нам подали предложения, кто готов участвовать в проекте, оказалось, что 61 процент – это как раз-таки опытные учёные, а 39 процентов – молодые. Проблема включения молодёжи в науку для нас очень актуальна. Наверное, нужно подумать об институте наставничества, когда опытные учёные готовят себе смену. Молодых надо расшевелить, вовлечь в научные исследования и, возможно, поддержать.
– Немаловажный фактор в этом – публикационная активность. Как часто учёные социально-гуманитарного направления печатаются в рейтинговых журналах?
– Конечно, этот вопрос остаётся актуальным для ПНР 4. Сейчас количество статей на одного преподавателя социально-гуманитарной сферы – чуть более трёх. Большинство из них имеют статус РИНЦ. Это неплохой показатель. Но мы несколько проигрываем в том, что количество статей в журналах SCOPUS – 0,2 на одного преподавателя, а Web of Science – ещё меньше. В рамках проекта мы постоянно ищем новые пути повышения публикационной активности в рейтинговых журналах. Информируем учёных об изменениях в базе РИНЦ, SCOPUS, рекомендуем журналы, в которых можно и нужно публиковаться. Другой путь – это создание площадок научного взаимодействия для проведения научных исследований, в том числе международных, которые могли бы стать основой для публикаций в журналах с высоким импакт-фактором. Для решения этой задачи будут созданы еще не менее четырех международных лабораторий.
– Инна Сергеевна, выход на международное пространство и публикации в иностранных рейтинговых журналах требуют хорошего знания английского языка. Как с этим обстоит дело у гуманитариев?
– Есть сложности. В отличие от учёных естественнонаучного направления, гуманитарии тут менее оснащены. В силу того, быть может, что у медиков, физиков, химиков единая терминология, а гуманитариям всё же важен русскоязычный базис, который формирует в науке направления исследования. Есть тут и субъективный фактор – когда просто нет способностей к освоению иностранных языков. Приходится обращаться к переводчикам – не каждому учёному это по карману, перевод научной статьи может стоить более 10 тысяч. У меня давно возникла идея создания научных тандемов, когда молодой учёный-лингвист прикреплялся бы к научной команде или журналу и специализировался бы на переводе в конкретной сфере. Таких переводчиков можно было бы готовить из числа способных магистрантов, предложить им заниматься переводами в качестве практики в конкретном проекте или журнале. Так, например, имея социологическое направление в университете, мы социологические исследования не заказываем на стороне, а используем ресурсы Института управления и кафедры социологии и организации работы с молодёжью. У наших студентов вся практика расписана: они задействованы не только в исследованиях, в силу специфики специальности они и волонтёры на всех фестивалях, региональных, международных мероприятиях, проходящих в университете. Так могло бы быть и с переводами научных статей – мы могли бы сделать большой прорыв.
Вообще, возвращаясь к нашей теме – хочется поблагодарить всю команду, людей, заинтересованных в успехе, всех учёных, кому уже стал интересным этот проект. Я очень надеюсь, что, благодаря ему, мы сможем показать значимость и весомость социально-гуманитарного направления в развитии нашего университета.
Беседовала
Марина УСЕНКОВА