Член-корреспондент РАН, заместитель председателя экспертного совета ВАК по праву, член Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, заслуженный юрист Российской Федерации, Андрей Габов рассказал корреспонденту «Вестей» о современных тенденциях подготовки юристов, о важности специализации и перспективах развития юридического института НИУ «БелГУ».
– Андрей Владимирович, в декабре 2018 года Вы приняли предложение стать научным руководителем юридического института НИУ «БелГУ». Что можете сказать о сотрудничестве с университетом? Какими были Ваши ожидания и оправдались ли они?
– Должен сказать, это предложение было для меня некоторым вызовом: такого рода деятельностью раньше я не занимался. Но оно меня заинтересовало. С коллегами из Белгородского университета мы знакомы долгое время, и для меня университет не был Terra incognita. Я знал о нём как о динамично развивающемся региональном научном центре и должен сказать, мои ожидания полностью подтвердились. Конечно, первое время мы присматривались друг к другу, намечали направления работы, «нащупывали» точки роста, чтобы наша работа была результативной. Со временем мы эти точки нашли и сейчас активно их развиваем.
– О каких результатах сотрудничества Вы с гордостью можете сказать: «Мы это сделали!»
– Сразу хочу сделать оговорку, что многие наши планы 2020 год и пандемия коронавируса подкорректировали. Некоторые довольно существенные вещи нам пришлось отложить.
Но результаты есть. В 2019 году мы организовали и провели большую конференцию по проблемам энергетического права. В ней приняли участие авторитетные учёные из Российской академии наук, российских и зарубежных научных и образовательных организаций. Моя личная оценка этого мероприятия совпадает с мнением моих коллег – мероприятие получилось. По его итогам мы подготовили и издали сборник материалов. Выбор тематики мероприятия был не случаен – законодательство в сфере энергетики развивается очень интенсивно, оно сложное в силу специфики самой сферы регулируемых отношений. Поэтому специалистов – правоведов в этой сфере не так много. Мы, вместе с директором юридического института Евгением Евгеньевичем Тонковым, посчитали (и думаю, не ошиблись), что развитие этого направления может стать весьма продуктивной точкой роста для юридической школы университета, основой для междисциплинарных исследований, разных научных коллабораций с другими юридическими школами; кроме того, это позволит со временем давать новые знания, компетенции бакалаврам и магистрам, что повысит их востребованность на рынке труда. К тому же, нас активно поддержали и наши коллеги – энергетики – представители крупнейшей российской энергетической компании ПАО «Россети». Они приняли деятельное и активное участие в подготовке и работе конференции, за что им отдельная и большая благодарность.
В 2020 году мы не смогли собрать конференцию даже в дистанционном режиме: многих коллег, готовивших мероприятие, затронула пандемия коронавируса. Ещё большим ударом стал безвременный уход нашего коллеги, который готовил мероприятие – заведующего кафедрой гражданского права и процесса Сергея Владимировича Тычинина.
Тем не менее, учитывая большой интерес к мероприятию, материалы, присланные нам коллегами из разных университетов и институтов, мы подготовили второй сборник по энергетическому праву. Считаем, что он не хуже, чем первый.
В 2021 году мы настроены наверстать упущенное и провести очередную конференцию по проблемам энергетического права с участием наших коллег и при поддержке наших партнёров – энергетиков. Мы будем продолжать развивать в рамках университета центр компетенций в части такой специфической сферы, как энергетическое право. Полагаю, что это – одно из перспективных направлений развития; помимо конференции мы сейчас работаем и над учебными пособиями по энергетическому праву.
И здесь я как раз перехожу к следующим результатам –подготовке учебных материалов, пособий. В 2020 году было издано первое в стране учебное юридическое пособие по краудфандингу. Подготовлено оно мной, а издано Белгородским госуниверситетом при большой организационной помощи Евгения Евгеньевича Тонкова. По сути, это курс лекций по абсолютно новой для студентов и преподавателей предметной тематике, которая интересна и профессионалам финансовой сферы, ведь российский закон о краудфандинге (хотя, замечу, он такого понятия не использует; в нём говорится об инвестировании с использованием инвестиционных цифровых платформ; но в обиходе его всё равно называют российским законом о краудфандинге) был принят только в 2019 году.
Сейчас мы завершаем работу над практикумом по гражданскому процессу. Надеюсь, совместными усилиями коллег юридического института НИУ «БелГУ», Института государства и права Российской академии наук на базе этого практикума мы начнём подготовку полноценного университетского учебника по гражданскому процессу.
В настоящее время работаем над учебником по теории государства и права. В планах – подготовка курса лекций по гражданскому праву…
Как видите, планы большие и они абсолютно верные. Вуз, претендующий на статус серьёзной школы, должен иметь собственные учебные курсы, по которым преподаватели читают лекции и проводят занятия.
Ещё в наших планах – сосредоточиться на программах, по которым не так много специалистов в правовой сфере. Это вопросы, связанные с цифровым развитием, платформенным правом, большими данными, с совершением сделок дистанционно, электронным голосованием. Первый шаг уже сделан – это уже упомянутый учебный курс по краудфандингу. Знания и компетенции в области цифровой экономики очень пригодятся нашим выпускникам; без владения специальными знаниями в сфере «цифровой повестки» развития современный юрист вряд ли будет успешен. В ближайшее время я такой курс буду готовить.
Еще одно направление – это развитие научных коллабораций. Весной этого года мы планируем подписать соглашение о сотрудничестве между НИУ «БелГУ» и Институтом государства и права Российской академии наук. Это соглашение – пример взаимодействия науки и образования; такое взаимодействие расширяет возможности университета по участию в научных исследованиях, предоставляет преподавателям новые возможности для плодотворного общения и дискуссий на научных мероприятиях со своими коллегами, что, в свою очередь, не даёт «застояться», позволяет быть в курсе современных тенденций, направлений исследований своих коллег; такое соглашение позволит обеспечить взаимное участие в мероприятиях, публикации в ведущих российских научных изданиях, организацию лекций ведущих учёных, совместную работу над учебными материалами.
В общем, направлений здесь много. Именно такие коллаборации – науки и образования – это будущее. И здесь у руководства университета есть полное понимание и стратегическое видение. Ректор университета Олег Николаевич Полухин очень много делает, чтобы университет такие коллаборации активно развивал. Считаю, что Белгородский госуниверситет – это пример того, как необходимо развивать серьёзную университетскую науку в сцепке с образованием. Эта тенденция, заданная государством, позволяет сочетать хороший уровень общего образования и погружение в специальные предметы, которые помогают студентам ориентироваться в этом сложном мире и российской правовой системе.
– Для студентов нашего университета Вы проводите лекции, для сотрудников – мастер-классы… Какой акцент в подготовке юристов, по Вашему мнению, сегодня наиболее актуален? На что нужно делать упор? Насколько соответствует истине расхожее мнение, что с юристами у нас в стране перебор?
– Начну со второй части вопроса, с перебора… Я не думаю, что с юристами перебор. Людей, имеющих диплом об окончании юридического факультета, института, действительно много. Связано это с определённым этапом развития нашей страны и образования. В начале 90-х прошлого столетия была ситуация нехватки специалистов с юридическим образованием. На этой волне было открыто много факультетов и институтов по всей стране. Где-то это вылилось в развитие серьёзной научной школы, как в Белгородском университете, а где-то, надо признать, качество было упущено, погнались за количеством. Возможно, от этого возникает ощущение, что юристов много.
Но это не так ещё и потому, что существует объективная тенденция к специализации. В начале 90-х законодательство в целом было небольшим, по отраслям компактным и обозримым. Сегодня мы имеем ситуацию принципиально иную. Законодательство очень большое. Юрист сегодня должен на чём-то специализироваться. Нельзя быть экспертом во всех сферах. Сейчас ценятся узкие профессионалы, которые очень хорошо понимают свой предмет, имеют определённые навыки, позволяющие состояться в той или иной сфере: работая юристом в организации, в юридической компании, на государственной службе, адвокатом.
Здесь можно отчасти перейти к ответу на первую часть вопроса, о том, что сегодня необходимо развивать. Думаю, однозначного ответа здесь нет. Во-первых, учитывая, как происходит развитие в целом, будущий юрист должен иметь хороший общий уровень подготовки и образования. Это предопределяет всё остальное. Во-вторых, – это специализация. Уже с бакалавриата должно быть понимание того, в какой сфере человек собирается дальше работать и какие компетенции нарабатывать. Ну, а преподаватели должны помогать эти компетенции развивать.
– Андрей Владимирович, как оцениваете качество работы диссовета по юридическим наукам в статусе автономного?
– С точки зрения российского закона о науке разницы между диссоветами, действующими в системе ВАК (которые создаются на основании приказов Минобрнауки России), и теми советами, которые создаются организациями, получившими право самостоятельно присуждать учёные степени, нет и быть не может. Критерии, как говорит закон, нормативные акты, принятые в его развитие, для университетов, научных организаций, получивших право присуждать учёные степени самостоятельно, не могут быть ниже, чем аналогичные для диссоветов в системе ВАК. И этим определяется отчасти ответ на ваш вопрос. Когда организация сама создаёт соответствующие советы, это означает, что требования к такого рода защитам и требования к соответствующим диссертантам не могут быть ниже, они могут быть только выше.
Вы знаете, что ранее в университете действовал диссовет по юридическим наукам, созданный приказом Минобрнауки России. После того как университет вошел в число организаций, получивших право самостоятельного присуждения учёных степеней, прежний совет прекратил работу и открылся новый совет, действующий на основании документов, которые принимает университет самостоятельно. Он работает не так давно, но я как его член могу сказать: читая поступающие диссертации и участвуя в защитах, можно с осторожным оптимизмом говорить – снижения качества защит нет.
Хороший пример – только что проведённая защита докторской диссертации по проблемам территорий в праве. Это была не формальная защита, а серьёзная научная дискуссия, предметный многочасовой разговор. Результат этого разговора – единогласное присуждение учёной степени диссертанту, доценту юридического института Алексею Нифанову.
Вообще, получение университетом права самостоятельно присуждать учёные степени, – большой плюс. Во-первых, это объективная высокая оценка со стороны государства многолетней работы ректора университета – Олега Николаевича Полухина и всего университетского коллектива преподавателей и других сотрудников. И эта оценка – в высшей степени положительная: включению в этот перечень подлежат только ведущие российские научные и образовательные организации. И Белгородский университет как раз и есть один из ведущих российских университетов, а включение в этот перечень это только подтверждает. Во-вторых, получение права самостоятельно присуждать учёные степени – это шанс, возможность, которую государство даёт университету для подготовки собственных кадров высшей квалификации, которые в последующем продолжат свою работу в университете, будут преподавать здесь, руководить аспирантами, готовить будущее поколение учёных и преподавателей.
– Что Вы как преподаватель хотите сказать или пожелать студентам и преподавателям университета?
– Студентам – любознательности, жажды знаний, чтобы молодые люди за время учёбы в университете взяли как можно больше того багажа, который пронесут через свою профессиональную жизнь: это касается иностранных языков, общеобразовательных и специальных предметов. Годы учёбы судьба дарит человеку для того, чтобы он потом смог реализоваться профессионально и лично. Коллегам – терпения. Дистанционное образование, к которому нас сподвигла пандемия, очень сильно выматывает. Ну и, конечно, побольше любознательных, жадных до знаний студентов. Всегда интереснее работать с людьми, которым не всё равно, которые задают вопросы, поднимают проблемы, если пишут эссе или другие работы, то мыслят самостоятельно, не шаблонно, излагают собственные мысли… А всем нам вместе – здоровья.
Беседовала Светлана Непомнящая