Если мы не изменим настоящее – будущее не изменится. Перед прошлым – снимите шляпу, глядя в будущее – засучите рукава! Готовы ли мы это сделать? Именно этот вопрос задают себе зрители после просмотра спектакля-притчи о ветеранах Великой Отечественной войны «Грешневая каша», который идёт сейчас в Белгородском государственном кукольном театре. Среди них были и участники студии практической философии НИУ «БелГУ». Ребята побывали на премьерном просмотре этого спектакля и его обсуждении.
В марте экспериментальная группа «Философия детства» Студии практической философии НИУ «БелГУ» была приглашена на премьеру уникального международного проекта Белгородского государственного театра кукол – философски сложного спектакля для взрослых «Грешневая каша». История его подготовки, по словам режиссера, Заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виктора Климчука, длилась в течение почти двух десятилетий. В спектакле нет назидательных ноток, готовых решений на поставленные вопросы. Он адресован неравнодушному зрителю и заставляет задуматься: «Что в современном обществе не так?»
Фабула спектакля вполне отчётлива, по-русски реалистична: заброшенная русская деревня и её жители (события, описанные в пьесе, происходили в одной из деревень Курской области во время перестройки). Безыскусна жизнь ветерана Великой Отечественной войны – Матвея Степановича Стрельцова и пяти его сверстниц в деревне Прутки. Шесть несчастных стариков преданы забвению, у них не осталось скота и лошадей, живут впроголодь, а в канун 9 мая Матвею Степановичу государство выделяет лишь «три гвоздики и одну пачку гречневой каши». Но у этой жизни есть прошлое, которое напоминает о себе: «Думал, за всех отвоевал, ан нет, войны не заканчиваются!», – сокрушается старик. Вся боль деда Матвея передана в сцене, когда он закапывает собственные ордена в родную землю: «Я за нее кровь проливал, пусть в ней и хранятся».
Однако жертвы Матвею пришлось принести не только ей, но и собственной любви и дружбе. Всю жизнь любил одну, женился на другой. Не мог признаться невесте своего бесславно погибшего на войне друга в своих чувствах к ней, которые оказались взаимны… А последний из трех остававшихся в живых сыновей Матвея пропал на войне в Афганистане. Дед Матвей умирает, а две любящие его женщины – невеста друга и жена – сгорают в пожаре, разгоревшемся от траурной свечи. Казалось бы, вот финальный аккорд трагедии и всей пьесы! Но автор даёт нам надежду: «Мишка вернулся!». Средний сын Матвея Степановича возрождает жизнь в сгоревшей деревне.
Нужно отметить, что спектакль достаточно сильно отличается от классических кукольных постановок. Куклы, актёры, играющие в различных исторических временах, изысканные декорации, сложные световые решения и музыка насыщают пространство спектакля символическими смыслами. Сценический мир спектакля притягателен своей незавершённостью: зритель многократно окружён действием, происходящим в разные времена и в разные возрасты персонажей, – так решает режиссёр и таким образом становится весьма притягательной социально-символическая правда всей постановки.
После спектакля нам удалось поговорить с автором пьесы Людмилой Ивановной Шевцовой и художественным руководителем Белгородского государственного театра кукол Натальей Мефодьевной Репиной. Мы под большим впечатлением от этого разговора и спектакля и готовимся теперь к обширной дискуссии. А пока некоторые впечатления наших студентов…
Александра Сиротина:
– Поначалу мне было трудно даже дышать, потому что я словно оказалась в одном времени с героями спектакля. Режиссёр смог передать зрителям атмосферу тех дней очень правдоподобно. Безумно трогательные сцены спектакля заставили многих плакать, и лично у меня не сходили слёзы с глаз…
Анна Михайлова:
– Прекрасный свет, динамика, немало интересных технических решений. Спектакль несёт в себе определённую цель – обратить внимание на острые социальные проблемы, и это у режиссёра и актёров получилось, на мой взгляд, очень драматичным образом.
Валерий Асташенков:
– Множество раз пьеса вызывала сильный эмоциональный отклик, ибо была наполнена сценами из жизни маленького человека в российской глубинке: со всеми её несчастьями, всеми абсурдностью и кафкианской напряжённостью незаконченного судебного процесса, правда, процесса, о котором, кажется, все давным-давно забыли.
Валерия Нефёдова:
– Спектакль необычный, красиво поставлен. Очень интересные декорации, запоминающиеся спецэффекты. Сюжет построен так, что до последнего не понимаешь, как и чем всё закончится. Актеры смогли передать всю боль главного героя. Время от времени плакала.
Екатерина Чистякова,
старший преподаватель кафедры философии и теологии,
руководитель студии практической философии