Термометры здесь надолго застывают на отметке минус 40. А в небе, между россыпью звёзд, разноцветной лентой вьётся северное сияние. Этот полуостров зовётся Ямалом. Его необъятные просторы большую часть года укутаны белыми снегами. Коренное население называет его краем Земли. Иногда мне кажется, что это действительно так.
Я родилась и жила в посёлке Пурпе Ямало Ненецкого автономного округа. Одним из первых трудяг, которые приехали сюда на работу в 1982 году, был мой дедушка. Он начинал строить первый аэропорт на Ямале и прокладывал дороги к городам и месторождениям нефти и газа. Приехал он сначала в город Ноябрьск, со временем обосновался в родном для нас посёлке. Можно сказать, что мой дедушка является его основателем. До этого там не было ни дорог, ни домов. Только охотники и коренное население – ненцы.
Ненцы – очень дружелюбный народ. Каждый год вместе с родителями я ездила к ним на весёлый, светлый и по-настоящему весенний праздник – день оленевода. Именно там можно было увидеть северных оленей, попробовать необычайно вкусного чая с хлебными лепёшками, прокатиться в оленьей упряжке, побывать в чуме и услышать те легенды, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Одна из них врезалась в мою память. Ненцы верят, что Вселенная состоит из нескольких миров, расположенных друг над другом. На небе тоже живут люди, и когда у них тает снег, он стекает к нам в виде дождя, а их реки служат нам небосводом. Под нами тоже есть земля, для которой небом являются наши реки. Но солнце и луна для всех миров – одни единственные и светят всем сквозь воду.
Север богат не только культурным наследием и традициями, но и природными явлениями. Помню, как впервые увидела северное сияние. В этот момент мне показалось, что небо в ярчайших красках спустилось на землю, и я без труда могу к нему прикоснуться. Это было невероятно, дух перехватило. И всякий раз, когда небо оживает «светом, который можно услышать», забываешь про долгую изнуряющую зиму и полярную ночь почти в полгода. Этот восторг могу сравнить с ещё одним волнующим моментом – вскрыванием рек ото льда. Невероятно большие бело-голубые глыбы начинают дыбиться и ломаться под бурным натиском воды, которая уносит их всё дальше и дальше. Пройдёт совсем немного времени, и уже трудно представить, что река была скована ледяным покровом.
Ледяным величием мы могли любоваться не только на природе, но и в центральном парке города. Перед Новым годом здесь строится ледяной городок с горками, скульптурами, которые по вечерам начинают светиться разноцветными огоньками, и многие семьи приходят туда, чтобы весело провести время. Я помню: когда была маленькой, родители часто отвозили меня и сестру на ледяные горки. Мы могли часами бегать по сверкающим и прозрачным дворцам.
Вечная мерзлота полуострова дарит интересные археологические находки. Наверное, многие помнят, что именно на Ямале в 2007 году был найден детёныш мамонтёнка. Обнаружил его на берегу одной из рек оленевод Юрий Худи, он и дал ему имя Люба в честь своей жены. Эта находка уникальна тем, что мамонтёнок сохранился почти в идеальном состоянии, а возраст его – от 37 до 41 тысячи лет.
Мой край – это огромные запасы нефти и газа. Газ, добываемый в наших краях, составляет 20% российских запасов. Первые работы на месторождениях проводились в 1963 году. Из-за сплошной заболоченности было невозможно транспортировать тяжёлую буровую технику, поэтому работы проводили только зимой, несмотря на морозы до − 50 градусов и шквалистые ветры. Но со временем новые дороги, строительство населённых пунктов сделали возможным добычу природных ископаемых в разные времена года. Именно поэтому Ямал стремится стать самым крупным районом добычи голубого топлива в России и одним из крупнейших в мире.
Работают на полуострове представители многих национальностей. Но различие в наших культурах и обычаях никогда не мешало соседству и дружбе. Несмотря на суровые, холодные зимы, там живут люди с добрыми, открытыми сердцами, и абсолютно не важно – коренное это население или приезжие. Нас всех завлекает суровая красота Севера и те возможности, которые он открывает. Именно поэтому ЯМАЛ для меня – не просто полуостров на севере Западной Сибири, это – моя родина.
Анастасия Кройтор
Фото из архива автора и из интернет-ресурсов