На просьбу редакции высказать своё мнение о том, почему распространяется мода на курение кальяна и чем это грозит молодым людям, откликнулся профессор кафедры факультетской терапии Медицинского института НИУ «БелГУ» Андрей Юрьевич ТРЕТЬЯКОВ.
По мнению профессора, для думающей, социально зрелой части студенчества нет необходимости лишний раз разбираться в биологической пагубности курения. Такие молодые люди не только понимают, что это вредно для здоровья, но и в силу самодостаточности и занятости не нуждаются в «одурманивании». Почему же многие юноши и девушки, в том числе несовершеннолетние, становятся приверженцами курения кальяна, заимствованного от культуры стран Ближнего Востока? На этот вопрос А.Ю. Третьяков даёт ответ, обозначая причинно-следственные связи курения кальяна и психологических проблем личности.
– Одними пафосными назиданиями, апелляцией к чувству страха заболеть раком легких задачу не решить, – говорит профессор, – Ведь что такое процесс курения кальяна, как не один из дополнительных способов одурманивания с искажением мировосприятия и самооценки, добровольное погружение сознания в пучину заблуждений, а точнее, лжи, которая и так мутным потоком проливается в современной жизни. Л.Н. Толстой писал о том, что причиной «одурманивания» является стремление заглушить голос совести: «… Жизнь не такова, какая бы она должна быть по требованиям совести. Повернуть жизнь сообразно этим требованиям нет сил… и вот для того, чтобы быть в состоянии продолжать жить, несмотря на указания совести о неправильности жизни, люди отравляют…» сознание внешним зельем. Великий писатель прав: первая причинно-следственная зависимость установлена. Вторая причина использования одурманивающих веществ – это притупление чувства безнадёжности будущего и обиды на несправедливое настоящее (в медико-психологическом выражении – депрессии). Н.А. Некрасовым описанные деревенские русские люди, отвергнутые у парадного подъезда, возвращаясь ни с чем домой, «…за заставой, в харчевне убогой всё пропьют … до рубля…». В нашем случае – всё прокурят посредством кальяна. И никакое рассуждение о в 180 раз большем количестве вредного вдыхаемого дыма через кальян, чем при выкуривании традиционной сигареты, не возымеет вразумительное действие в человеке, практикующем такой способ приглушения чувств.
Андрей Юрьевич высказывает мнение о том, что вряд ли получится найти убедительные слова для огламуренной, инфантилизированной части молодых людей, дабы отучить их от вредных новомодных привычек и уберечь от соблазнов.
– Здесь дело не в словах, а в примерах поступка, примерах дел, – считает профессор, – Когда старшее поколение поглощено не увлечением делом, а увеличением денег (удовольствий), часто совершенно не пропорционально получаемых доле вложенного общественно полезного труда, молодое поколение, которое не в состоянии сразу достичь того уровня так называемых благ жизни и удовольствий, с жаждой усваивает доступные для неё приёмы. Курение кальяна – один из них. Вот такая четвёртая причинно-следственная комбинация данного порока.
Что же касается медицинского раздела о негативной роли курения кальяна, то А.Ю. Третьяков приводит следующие конкретные данные:
– частое отсутствие адекватной санитарной (термической) обработки мундштука кальяна, контактирующего со слизистой оболочкой рта, повышает вероятность заражения парентеральными вирусными инфекциями гепатотропного и иммунотропного ряда – гепатита В, С, Д (с их всевозможными многообразными генетическими вариациями), ВИЧ;
– система трубок кальяна – резервуар-инкубатор для плесневых грибов и колоний патогенных бактерий, способных в условиях сниженной устойчивости респираторной системы у курильщика инициировать как банальный бронхит, так и тяжёлую пневмонию, а в долгосрочной перспективе формирует очень сложный в лечении гиперсенситивный пневмонит;
– воздействие высокой температуры от горящего угля в кальяне и его дым по токсичности аналогичны сигаретному дыму, но продолжительный (часто более 40 минут) сеанс таких процедур сразу на два порядка увеличивает негативный эффект подобного выкуривания;
– при использовании в качестве действующей единицы кальяна табака развивается всё та же никотиновая зависимость, когда же наполнителем служит иной ароматизирующий фитопродукт – спектр патологии ещё шире: гистиоцитоз Лангерганса, десквамативная интерстициальная пневмония, гиперсенситивный пневмонит, бронхиальная астма.
А если сюда добавить ещё и онкологическую патологию полости рта, бронхогенную карциному, всем известную хроническую обструктивную болезнь легких и сердечно-сосудистую патологию, то, как говорится, – sapienti sat (умному достаточно).